Интерактивный показ полугусеничного грузового автомобиля ЗИС-33 на выставке "Моторы войны"

Автор:
Tим 777 Патруль
Дата публикации:
17.02 20:42
  • 71
  • 0

В субботу 17 февраля на выставке "Моторы войны" состоялся интерактивный показ полугусеничного грузового автомобиля "ЗИС 33". Официально машина, ставшая героем интерактивного показа именовалась ЗИС-33, но на самом деле гусеничный привод разработан не в Москве, а Харькове. Занимался разработкой гусеничного привода для ЗИС-5 конструкторский отдел завода №183, который, помимо танков разрабатывал ещё и тягачи. Получившаяся конструкция была похожа на немецую только концептуально. Можно смело говорить о том, что это отечественная разработка. Уже дальше выпуск ЗИС-33 спустили на Завод им. Сталина в Москве. Далее разработку завода №183 адаптировали на ЗИС. Руководил работами Борис Фиттерман. Результаты испытаний оказались неоднозначными, тем не менее ЗИС-33 был запущен в серийное производство. В общей сложности изготовили около 4500 грузовиков, но уже к концу 1940-года над ЗИС-33 сгустились тучи. Из частей, куда направлялись эти машины, пошел вал критики. Грузовик получил прозвище "вездестоя", поскольку новая ходовая часть не соответствовала двигателю. Аналогичной критике подвергался чисто гусеничная версия - ЗИС-22. Причина всё та же - недостаточно мощный двигатель. При проведении полигонных испытаний летом 1940-го года выяснилось, что гусеничные цепи "Оверолл", установленные на "ЗИС-6", дают едва ли не лучшую проходимость, чем ЗИС-33 и ЗИС-22.Поэтому к 1941 году выпуск этой машины прекратился. Подавляющее большинство ЗИС 33 переделывали обратно в ЗИС-5. Для этого снимали и выкидывали элементы новой ходовой части. Часто о том, что это бывшая полугусеничная машина, указывала только лыжа в передней части автомобиля. Она обеспечивала более надёжное движение по снегу. Такая судьба была у этого грузовика. В лесу нашелся полный комплект ходовой части, а также рама с лыжей. Благодаря работе мастерской Евгения Шаманского возродилась машина, которых ещё не так давно не было ни в одном музее или частной коллекции. В основе ЗИС-33 лежит самый обычный грузовик ЗИС-5, на который установлены съёмные элементы. Впереди можно видеть лыжу, которая прикрывает мотор. Это первый признак, что перед нами полугусеничная машина. В отличие от немцев, у нас использовали классическую гусеничную схему с ведущим колесом. Для повышения длины контакта с поверхностью, опускалась сдвоенная тележка. Если немцы использовали резинотканевые гусеницы, то у ЗИС-33 они цельнометаллические. Зацепление шло при помощи колёс. Простота обернулась проблемами. Во-первых с зацеплением гусеничных лент были проблемы, во-вторых при плохой балансировке задний колёс, гребни траков начинали жевать покрышки, что спустя уже несколько десятков километров приводило к поломкам, в-третьих расход топлива на снежной целине достигал удручающих значений - до 470 литров на 100 км. И пожалуй самое главное, что грузовик мог везти лишь сам себя. Сама по себе идея съёмного полугусеничного привода никуда не делась. Её можно встретить и сегодня. Как правило нужна она для специфических условий, а самой правильной идеей стал полный привод. После того, как полноприводные грузовики с колёсной формулой 6х6 стали массовыми, полугусеничные машины почти полностью исчезли.

  • 71
  • 0

Комментарии (0)

Для того, чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться или авторизоваться.