Интерактивный показ мотоциклов "ГМЗ М-72" и "BMW" состоялся на выставке "Моторы войны"

Автор:
Tим 777 Патруль
Дата публикации:
04.03.2023 19:08
  • 106
  • 0

В субботу 4 марта на выставке «Моторы войны» состоялся интерактивный показ советского мотоцикла ГМЗ М-72. Ныне известно всего два образца горьковских мотоциклов, доживших до наших дней. Представленный на выставке экземпляр был выпущен в 1943 году, он восстановлен силами мастерской Евгения Шаманского. В межвоенный период советская автомобильная промышленность развивалась, ориентируясь на зарубежные разработки. Касалось это и мотоциклов. Ничего зазорного в этом не было, особенно если дело касается военной продукции. Сначала было необходимо развернуть выпуск продукции собственного производства, а уже потом создавать что-то своё. Аналогичным образом развивалась ситуация и с мотоциклами. Если в случае с автомобилями у нас ориентировались на американские образцы, то среди зарубежных мотоциклов наибольший интерес вызывали английские и немецкие модели. Были, естественно, и попытки создать собственный мотоцикл. Для военного использования наиболее важным считался тяжелый класс. В 20-е годы Советский Союз закупал тяжелые мотоциклы Harley-Davidson, но их посчитали слишком тяжелыми. Выбор пал на модели с объемом двигателя 750 кубических сантиметров. Такой объем был у первого советского массового тяжелого мотоцикла - ПМЗ-А-750. В его конструкции можно найти элементы зарубежных образцов, но в целом мотоцикл получился самобытным. Другой вопрос, что к ПМЗ-А-750 имелась масса вопросов, а прозвище «Попробуй Меня Заведи» появилось не на пустом месте. Частично функции ПМЗ-А-750 были взяты мотоциклом ТИЗ-АМ-600, вместе с тем, необходимость модели с объемом мотора 750 кубических сантиметров никуда не делась. Такие мотоциклы, штатно оснащавшиеся колясками, были нужны для связи и разведки. В 1940 году прошли сравнительные испытания отечественных и зарубежных мотоциклов. По их результатам наилучшей моделью оказался немецкий BMW R 71. 4 марта 1941 года вышло постановление, согласно которому немецкий мотоцикл запускали в серийное производство. Он получил индекс М-72. Головным предприятием, где его осваивали, становился Московский Мотоциклетный Завод. По планам, производство М-72 осваивалось также в Ленинграде, в Харькове, а также в Таганроге. После его освоения выпуск ТИЗ АМ-600 прекращался. Но война эти планы изменила. Осенью 1941 года Московский Мотоциклетный Завод вывезли в Ирбит. На новом месте выпуск М-72 продолжился. Из Таганрога производство уехало в Тюмень, и там выпускался ТИЗ АМ-600. Наконец, мотоциклетное производство из Ленинграда и Харькова уехало в Горький, на площадку завода «Красная Этна». Так появился Горьковский Мотоциклетный Завод, или ГМЗ. До конца войны ГМЗ удалось сдать около 8 тысяч М-72. Один из них сейчас можно видеть на выставке «Моторы войны».

  • 106
  • 0

Комментарии (0)

Для того, чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться или авторизоваться.